«Дому этому не повезло: он горел со всех четырех сторон. Внешне это был дом да дом. Начали его разбирать — одна сторона сгорела, бревен живых нет, другая, третья, четвертая. Северная сторона просто сгнила. У нас по бревнам если говорить, старых, наверное, процентов 10-15 всего лишь осталось. На состоянии сказалось и то, что он стоял 200 лет без фундамента. Никто большие фундаменты не ставил — на «стульчиках» стоял, то есть на лиственичных бревнах».
Изначально 130-й квартал был задуман как квартал ремесленников «Иркутская слобода». Но, поскольку требовались крупные вложения и было довольно сложно найти инвесторов, концепция изменилась и квартал стал торгово-развлекательным. Дом искусств и ремесел – один из удавшихся проектов. Евгений Штанько: «Мы писали заявление, что желаем купить здесь участок, расположим производство, наладим сувенирную продукцию, будем здесь же делать и здесь же продавать, немножко рассказывать об истории этого места».
«Цоколя не было. Когда мы дом разобрали и увезли для сборки, сделали цоколь и дом готовый стали собирать на нем. Планировку мы сохранили первоначальную. До революции пристрой сдавался в наем, поэтому было три крыльца. Мы их сохранили. После революции здесь было шесть квартир, шесть жильцов, были поставлены перегородки — они были удалены».
В цоколе обустроили мастерскую, на первом этаже можно приобрести изделия местных мастеров, на втором – гостиная для дружеских посиделок, творческих встреч и мастер-классов. «Планировка дома подсказала эту разбивку по функциональным зонам. В принципе, нам это все очень легло в душу, наверное, так можно сказать. Именно дом подсказал, что сделать, как сделать».
«Сложности значительные, потому что памятник есть памятник, мы должны его охранять, сохранять, беречь, ремонтировать вовремя, оберегать. За этим следит целый закон по сохранению памятников. Если бы это был новый дом, ну, сгнил, да сгнил — это ваши проблемы. А это памятник, за ним стоит государство».