Мы используем cookie. Это обеспечивает сайту правильную работу, а нам дает возможность анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
RU
2019
МЕСТА И ПРОСТРАНСТВА

городок ивату КАК сопротивление энтропии

Как трансформировалась территория бывшего военного городка и что происходит с ее социальным пространством?

текст, фото
ЮЛИЯ ТЕМНИКОВА
ИЯ
ЕРЕМЕНКО
фото
СВЕТЛАНА
ХАИРОВА
карта
Последнее официальное название училища - ИВВАИУ (ВИ) - Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт). Но в городе его по-прежнему называют ИВАТУ.
Последнее официальное название училища - ИВВАИУ (ВИ) - Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт). Но в городе его по-прежнему называют ИВАТУ.
В 2009 году иркутское авиационное училище ликвидировали, а городок ИВАТУ – остался. Для тех, кто был связан с училищем, его закрытие – и личная драма, и общая травма. Многие до сих пор испытывают чувство обиды, обманутости, вины и бессилия, ведь училище десятилетиями было сердцем микрорайона, создавало свой уклад и порядок. Но если сердце остановилось, значит ли, что закончилась жизнь района или социальное пространство устойчивее и не умирает, а трансформируется?
В моей жизни упоминания об ИВАТУ возникли с воодушевлёнными рассказами мамы о «замечательном училище» — таком большом, таком важном. Там некогда учился мой дядя. Мне было 14, сама я в городке никогда не была — чужие рассказы, чужая память. Потом начался шум с закрытием. Я видела огорчение на лицах своих родителей, словно умирала какая-то важная часть их юности и представлений о городе.

Приехав учиться в Иркутск, я практически не попадала в эту часть города, а позже узнала, что знакомые художники наведывались в городок и забирали в свои мастерские прожектора, винты, запчасти. Мне тоже хотелось оказаться в окружении руин некогда училища — очарование ушедшей эпохи, история, тайна, самолеты и сегодняшняя жизнь.

С августа 2018-го я неоднократно приезжала в ИВАТУ — наблюдать, разговаривать с людьми во время прогулок, брать интервью у местных жителей, чтобы понять, как устроено социальное пространство района.

Часть I
Городок ИВАТУ – закрытый мир?

Возможно, здесь работало правило - не указывать на расположение военных объектов.
Территория района — явно очерченное пространство. С двух сторон в качестве границ выступают улицы Советская и Пискунова. С двух других — заброшенные здания бывшего училища — одновременно и объекты, принадлежащие территории, и границы.
Но главная граница — забор вокруг городка. Раньше он выполнял функцию изоляции военного объекта от города. Сегодня нет ни училища, ни особого режима. Но забор сохраняет прежнее — особое — социальное пространство района. На это работают и КПП. Прежде их было три. Один пункт сгорел, другой (на улице Пискунова) используется как единственный въезд на территорию. Самый известный КПП — прямо на остановке «Городок ИВАТУ» - сейчас выглядит как памятник ушедшей эпохе.
В экстренных случаях могут открываться ворота со стороны ул. Советской. В остальное время они закрыты.
Ежедневно через КПП проходят потоки людей. В основном это местные жители, для которых пропускная - маршрут повседневной жизни. Но когда попадаешь сюда впервые, возникает ощущение пограничности, портала в другой мир, точки перехода.

И КПП, и забор больше влияют на «чужаков»: может показаться, что просто так не пройти. Местные знают «дырки»:
«Я не воспринимаю забор как нечто, ограничивающее пространство. У нас рядом дырка в заборе, и мы через неё ходим».

СХ, 34 (жительница городка с 2012 года)
«Есть всегда вариант для хитрых. И уже в мое время он существовал. Это называлось „дырка“. Дырка располагалась <…> тут вот отель „Звезда“, это улица Ядринцева <…> вот здесь вот ма-а-аленький проход, по которому люди тайно забегали в обход пропускной — вот между вот этими зданиями. Курсанты ставили тут стену. Но человеческий шаг — он путей не выбирает, поэтому люди просто проламывали бетонную стену и через дырки залазили снова. Курсанты ставили опять стены — и эти стены опять валили. Бетонные стены валили, насквозь пробивали. И снова заходили на территорию и массово прокрадывались».

АД, 28 (житель ИВАТУ с 2003 года)
И все-таки забор, пусть и с дырками, самим фактом своего существования, сохраняет ощущение физически закрытого пространства, делает невозможным сквозной проезд по территории — и тем самым создает не только неудобства:
«Дом начинается за КПП, а не во дворе или за порогом квартиры <…> Я чувствую себя спокойнее, когда знаю, что мои дети гуляли на территории ИВАТУ, чем когда узнаю, что они ходили куда-то там ездили на троллейбусе <…> Огороженность и понятность создают ощущение безопасности».

СХ, 34 (жительница городка с 2006 года)

«Понятность» можно считать еще одним маркером закрытости или границей. На территории района преобладает своеобразная — квартальная — система нумерации домов, сохранившаяся с тех времен, когда навигация для посторонних была не только не нужна, но и нежелательна (нечто похожее можно увидеть в закрытых городах). Многие дома имеют один номер:
«Тут аномальные, наверное, адреса. Все дома номер 176. И они отличаются по корпусам. Да, потому что в каком-то смысле всё это — это один дом. Связано с чем, что территория была действительно закрыта».

АД, 28 (житель ИВАТУ с 2003 года)
Местные ориентируются с легкостью, остальным — сложнее. Эта разница в ощущениях проявляется и в том, что на территории городка тебя сразу определяют как неместного. Жители, увидев человека, идущего по направлению к заброшке, могут окликнуть и спросить — кто вы и зачем туда идете.
«Давать свои контакты и интервью она отказалась <.> Много и долго спрашивала меня кто я такая и откуда. Не верила, что мы независимый центр. Переспрашивала, не из администрации ли я, и весь тот центр, куда я отношусь. Сама она бывший старший прапорщик <…> Это не первый раз, когда я чувствую напряжения в действиях и взгляде людей. Как будто: «Какое вам может быть до этого дело, если вы всё равно ничего не измените?». Или: «Наше! Отойдите!»

из полевого дневника
«Заметила, что очень захотелось слиться с территорией и не привлекать к себе внимания. Иногда бывает некомфортно прогуливаться с блокнотом. Люди от этого словно ещё больше настораживаются. Помню свои ощущения от прогулок с блокнотом в других районах во время работы с соцопросами. Вопрошающих взглядов было чуть меньше».

из полевого дневника
Тем не менее, сейчас территорию трудно назвать закрытой — скорее особой.
Эта особость проявляется по-разному. Например, звук. Попадая в городок с КПП на 1-й Советской, обращаешь внимание, насколько становится тише. Чем дальше вглубь территории по аллее Генерала Калицова, тем более явно звуки улицы меняются на голоса микрорайона — обрывки разговоров прохожих, играющие на площадках дети, шум медленно проезжающей рядом машины, шелест листьев и ветер в них. На проникновение звуков также влияет упомянутое отсутствие сквозного проезда.

В ИВАТУ есть свой радиоузел. Его используют для объявлений о проведении местных мероприятий, музыкального сопровождения праздников или субботников, которые жители организовывают каждый год своими силами.
Еще в городке масса отсылок к военному/ авиационному прошлому. Помимо уже упомянутого, это мемориальные таблички, военные самолеты в качестве памятников — в том числе прямо на детской площадке, стенды с ключевыми датами Великой отечественной войны или информацией об училище, граффити на стенах авиационной тематики, даже детские рисунки на асфальте часто имеют отношения к самолетам. Маркеры сохраняются и в локальной топонимике: дорогу, по которой маршировали курсанты, до сих пор называют курсантской, а сквер, обустраивающийся в рамках федеральной программы «Комфортная городская среда», — курсантским сквером.
О том, что городок особое место в разных контекстах охотно говорят сами жители:
Жилую зону в ИВАТУ условно можно разделить на старый и новый фонд. Основное архитектурное наполнение - серые пятиэтажные «хрущёвки». Ближе к улице Пискунова - такие же серые, но девятиэтажные «панельки». Относительно новые жилые дома (кирпичные пяти- и девятиэтажки) появились здесь уже в 2000-х, ещё до момента закрытия училища. Наконец, есть двухэтажные кирпичные здания, построены до 1917-го.

До революции на будущей территории городка «было сооружено 13 зданий, практически все из них сохранились до наших дней: главное здание, канцелярия, баня и прачечная, лазарет, пеший манеж, флигель для семейных служащих, шесть офицерских флигелей, т. е. немного больше половины из того, что было запланировано»*.

*Скорикова Н.А. История планирования и застройки военного городка № 19 в Иркутске // Известия Лаборатории древних технологий ISSN 2415−8739 Том 13 № 1 2017, С. 137.
«Не в каждом районе стоят жилые здания постройки царских времен».

ДП, 18 (жительница ИВАТУ)
«В прошлом году у нас была явка 76%. 76%! Вы представляете? То есть у нас очень активные избиратели».

ГС, 64 (житель ИВАТУ более 40 лет)

«Наверное, я всё-таки ощущаю ИВАТУ каким-то городком в городе, где как-то по-особенному уютно».

СХ, 34 (жительница городка с 2012 года)
«Все себя до сих пор, ну, те кто помнят училище, они точно ассоциируются с этой территорией и действительно мыслят себя обособленно, как «иватушники».

АД, 28 (житель ИВАТУ с 2003 года)
Само слово «городок» — ключевое самоназвание. Скажем, «микрорайон» может восприниматься как не вполне (или еще не) подходящее:
«Микрорайон — это то, что не в центре, до чего нужно непременно добираться на транспорте. А ИВАТУ в центре. Хоть и за забором».

СХ, 34 (жительница городка с 2012 года)
«Мы надеемся, что город ИВАТУ- это будет просто историческое название, а на самом деле это просто будет микрорайон города».

ГС, 64 (житель ИВАТУ более 40 лет)
Важным топонимическим ходом стало переименование остановки у главного КПП (на Советской). Долгие годы она официально называлась «Типография», а в 2012 году — по инициативе местных жителей — стала «Городком ИВАТУ».
«Наши ребята отстояли то что называется „Городок ИВАТУ“ остановка теперь, а не „Типография“. И это, конечно большая гордость для всех, потому что все мы „иватушники“, все мы чувствуем себя таким отдельным закрытым мирком».

АД, 28 (житель ИВАТУ с 2003 года)

Часть II
Как сочетается живое и неживое?

До того, как попала сюда, я думала, что все покинутые здания находятся с одной стороны. Для меня стало сюрпризом, что постройки училища окружают жилую территорию с двух сторон - вокруг нее возникает мертвая зона.
«Битое стекло и пахнет сыростью. Подходишь к этим корпусам близко — веет холодом. Так тихо. Признаки и звуки жизни жилого района не слышны. Лишь шум машин, летающих самолётов и редкое пение птиц. Решетка на арке. Это начало какого-то из корпусов <…> Увидели проход, который, как оказалось, никуда не вёл. Просто закуток заброшенной жизни. На земле грибы, перевёрнутый стол и холодильник. Скромно цветёт космея. Место очень поэтичное, хоть и жуткое. Построенный будто вчера туалет на улице. С окон свисают батареи. На первом этаже на окошке сушится (не знаю который месяц, судя по виду) коврик».

из полевого дневника
«Гуляющие прохожие, шум и детские крики со дворов, проезжающие машины, объявление о потере голубоглазого кота, аллея генерала Калицова, <…> Меняют тепловую систему, ремонтируют крышу панельной пятиэтажки. <…> Шум ремонта, компьютерный стол посреди улицы, аварийная лента на ветках клёнов во дворе одного из домов. То и дело мимо проходят рабочие с ящиками инструментов и пилами в руках. Слева что-то похожее на заброшенный и заросший бурьяном детский сад. Посаженые во дворе панельной девятиэтажки молодые кедры. Построили новые детские площадки — обрывки диалога. Мимо пробегает ребёнок с игрушечным самолётом и веткой ивы в руках. Деревянная лестница вниз, ведущая к большому стадиону. Заросли крапивы и сырость. Снова копают рабочие, на этот раз у стадиона. На стадионе занимаются люди, парочка человек. Кто-то бегает. Рядом плакаты с моделями военных самолётов и старое снаряжение для спортивных тренировок. В тени слева от стадиона сидят старики, с другой стороны — компания выпивающих. На стадионе клевер и голуби, на обочине хиленькие, но живые трибуны. Мальчишки играют в футбол. Рядом стадион поменьше. Возле него ребята играют в настольный теннис, стоит открытая будка, в которой словно хранится спортивный инвентарь».

из полевого дневника
«До сих пор неясно — как могут рядом соседствовать два таких пространства. Разве между ними не возникает конфликтов? В чём выражены эти конфликты?»

из полевого дневника
Разрушающиеся корпуса, пострадавшие за последние годы в нескольких пожарах, не только постоянное визуальное напоминание о потерянном училище и инфраструктуре, которую не удалось сберечь, но источник тревог и опасности для жилой зоны. Забор вокруг них и будка с охраной — это и формальная охрана объекта, и попытка предостеречь самих визитеров от возможных травм, и желание избежать очередного пожара, но в каком-то смысле - защита жилой зоны от заражения разрухой.
«Бегают бродячие собаки. Это вообще катастрофа. Чё их не могут выловить — я не знаю. Они там стаями разводятся. <…> Жили они изначально не на территории ИВАТУ, у них там была своя собачья басота — вот за улицу Советскую, вдоль по Космическому переулку, в ту часть города, в сторону Рабочего. Там раньше жили эти собаки кодлами. Как только пали стены — все собаки прибежали на территорию ИВАТУ и начали жить там в казармах и активно размножаться».

АД, 28 (житель ИВАТУ с 2003 года)
«Это сборище всяких бичевни, вы сами понимаете <…> вот здесь, на заброшках, шарятся, они все прут, естественно, — и сюда, на жилую территорию <…> формально охраняются. Но… что такое охрана? Есть будка, есть человек примерно моих лет поскольку з/п небольшая и что бы там ни творилось его там убьют [усмехается], вы понимаете, там заблудиться можно, вот, так что… формально охраняются, но эффективность от этой охраны, конечно, никакая».

ГС, 64 (житель ИВАТУ более 40 лет)
Неэффективность охраны позволяет проникать за забор не только бездомным, выпивающим, мародерам и вольным или невольным поджигателям.
АД: Детей полно. Ходят готические малолетки. Я бы их так назвал. Романтика, да. От родителей летом спрятаться в темноте катакомб.
ЮТ: Местные или приходящие?
АД: Приходящие. Прям со всего города ребята школьники приезжают.
Местные дети знают и места, и в какое время попасть внутрь вероятность выше:
«Они показывают, с какой стороны и через какую дырку лучше заходить, знают расписание — со скольки и до скольки дежурит „ленивый“, а когда приходит тот, кому „лучше на глаза не попадаться“. В последний раз парень лет 12 смотрит на часы и говорит: все, уже пора уходить, сейчас сменятся <…> Но ходят там не только дети. Встретили парня-вахтовика из-под Томска. Говорит, специально на день в Иркутске задержался: посмотрел какой-то блог про ИВАТУ в youtube'е. Говорит, рядом с его поселком похожая заброшка с похожей историей — сколько таких. Вот пришел посмотреть на чужую. Очень серьезный парень, и это не про развлечение для него. Больше похоже на попытку понять — как так могло случиться, что с этим будет. Странно, конечно, что заброшки становятся местом таких встреч и разговоров о важном».
ЛК, 32, посетитель «заброшек» ИВАТУ
Заброшенные корпуса — это еще и источник историй, легенд:
«Раньше здесь проводили свадьбы, так что, если хорошо поискать, можно найти деньги и даже золотое кольцо. Я не находила, но другие находили».

АТ, 10 лет, жительница района по соседству с ИВАТУ
АТ приходит в «заброшку» регулярно. Пока ничего особенного ценного, кроме битых чайных чашек с рисунком и подобных мелочей, она не нашла. Но истории о находках передаются друг другу. И закрепляются как «настоящие» более прозаичными. На глазах АТ другая девочка находит на лестнице 50 рублей, явно оброненные современными посетителями. Это воспринимается как знак: поиски нужно продолжать.

Истории и подробности жизни в «заброшках» курсируют не только среди детей. АД (28) рассказывает, что бездомные едят в казармах кошек, что там валяются косточки, стояла палатка. Как и в других «заброшках», здесь часто возникают нетипичные или страшные рассказы про людей с ножами, убийства и так далее.
«Один мой друг нашёл там змею. Огромную чёрную змею — чуть ли не ядовитую. Она ползла в траве <…> Но они [маньяки] приходят летом, когда тепло. Один раз, летом, эти руины таки привлекли маньяка. Я тебе расскажу сейчас криминальную историю».

АД, 28 (житель ИВАТУ с 2003 года

На момент написания текста вопрос с принадлежностью земли оставался нерешенным, но в марте 2019 года Министерство обороны передало участок земли в собственность Иркутской области.
Некоторые инциденты — вполне реальны. Но интересно то, что и взаимодействие людей с заброшенными зданиями, и переплетение «авиационной» истории с фольклором «заброшек» создает особую, атмосферу, разрушенное производит специфическую жизнь. — прогулки и фотографирование, разрисовывание стен, исследование проходов под землей, детские игры и игры в страйкбол, выгуливание собак, съемки видео для блогов. Весной 2019 года на территории руин училища проходили съёмки художественного фильма 321-я Сибирская, посвящённого Великой отечественной войне. И местными, и приходящими место может ощущаться как интересное. Возникают спонтанные экскурсии для друзей или иностранцев и разговоры о том, что «заброшки» достойны того, чтобы их показать:
«Лет до 15-ти я водила туда друзей из других районов. Потом стало неинтересно».

ДП, 18 (жительница ИВАТУ)
«Мне кажется, что вообще экскурсии туда нужно было бы делать, было бы классно, и нашлись бы люди, которые их водят».

СХ, 34 (жительница ИВАТУ с 2012 года)
«Сейчас же есть проект „Прогулки по старому Иркутску“ <…> Вполне возможно, что летом можно было бы организовать, так сказать, путешествие по ИВАТУ. Ведь это же очень богатая история этого училища, очень богатая история, здесь же, в своё время, в 31 году оно организовано, а вообще-то оно создано ещё при царях».

Юрий Гаврилов, председатель ТОСа ИВАТУ
Разрушенные корпуса и их история одновременно угрожают местной жизни и становятся точкой притяжения и связи городка с внешним миром.
В жилой зоне — своя жизнь, которую стремятся не только сохранить, но и развить. Проводятся субботники и праздники, ремонтируют дороги, летом во дворах показывают кино. Одно из главных мест — стадион. Когда-то здесь проходили учебные тренировки курсантов и школьные мероприятия. Сейчас стадион потерял вид, но не утратил своего назначения. Это еще одна точка притяжения жителей — не только местных, но и приходящих. Футбол, пробежка, скандинавская ходьба. Иногда можно заметить на стадионе команду приехавших из Центральной Азии. Видимо, живут неподалёку и не против погонять мяч. Стадион поддерживается силами местных и дружины.
Атмосферу городка во многом создают деревья. Огромные, многочисленные, старые. Контраст живой и сочной зелени с насыщенно красно-бордовым кирпичом. Летом гулять особенно приятно. Всюду тропинки - от самопроизвольно вытоптанных до официальных тротуаров.
После закрытия училища ситуация с благоустройством территории ухудшилась, но общая атмосфера тишины и спокойствия пока остаётся. Хотя и здесь проявляется типичное для городка сочетание - память, ощущение потери и неопределенность будущего.
«Много деревьев. При мне их начали спиливать, сваливать сами же курсанты. Одно дерево подсекло напротив моего дома молнией, и оно просто обрушилось. Огромное, старое. И там были ранетки. Фишка ИВАТУ была в том, что всё было в ранетках в моём детстве. И мы эти ранетки ели, объедались, пока у нас животы не скручивало. Мы жарили их на мусорных кострах, мы кидались ими, скармливали голодным собакам и бичам, мы делали из них огромные пирамиды и давили, мы делали варенье из этих ранеток… отвратительное. Самодельное. Часть ИВАТУ — это были ранетки. <...> В общем, вот такая примета времени о которой я думаю не каждый вспомнит».

АД, 28 (житель ИВАТУ с 2003 года
Общее ощущение от городка — сочетание живого и неживого. Разрушение наступает, но чувствуется и движение жизни — достаточно стремительное, в чем-то даже более явное, чем в других районах. Оно направлено как вовнутрь, так и вовне.

Часть III
Городок живет прошлым или настоящим?

Во времена действующего училища у территории был свой уклад и порядок, само училище задавало ритм течения жизни. Ранее утро начиналось с марша курсантов из казарменной зоны в учебную. Это означало, что городок начинал новый день. Некоторые жители до сих пор помнят, как с улицы доносился чёткий ритм солдатского шага. Сейчас же основные потоки работающих пятидневку направлены за пределы КПП. Люди покидают городок утром, возвращаются в него вечером.

В разговорах с теми, кто был связан с училищем или застал его, много воспоминаний, ностальгии. Они связаны с ощущением смысла, защищенности и порядка. Курсантов вспоминают чаще всего как что-то положительное. Они прибирали территорию, ухаживали за деревьями, следили за общественным порядком. Как будто кто-то приглядывал за местом, в котором ты живешь. У приглядывающих не было боевого оружия, но была военная форма. И «лицо ещё такое — совсем юное».
«Все-таки когда знаешь или наблюдаешь курсантов (а это военные), чувствуется, что здесь наведен порядок».

ДП, 18 (жительница ИВАТУ)
«Круглосуточно патрулировали улицы курсанты, были всегда дежурные, которые ходили с граблями, с мётлами и полировали тротуары. Из-за этого было очень чисто. Ну, порядок и дисциплина. И у кого какие пьяные разборки, у кого там кто с женой подрался, или ещё что - звали всегда этих несчастных пацанов-курсантов. Они брали свои штык-ножи и шли защищать правопорядок, разнимать дерущихся пацанов, утешать заблудших, вытаскивать женщин из пожара. Поэтому считалось у нас очень низкая преступность <…> и создавалась такая иллюзия <…> закрытости, что ты защищен… И у людей просто было чувство комфорта. Что мы закрыты и слева, и справа, что никто нам не помешает никогда».

АД, 28 (житель ИВАТУ с 2003 года
В ИВАТУ жили и те, кто не имел отношения к училищу. Но они были погружены в условия военного городка, он влиял на их образ жизни не меньше, чем на распорядок дня служащих. Всё было чётко, привычно и по расписанию. Утром, днём, вечером, ночью. Очевидно это стало после перевода училища и курсантов в Воронеж.

Одно из самых частых слов, которое произносят местные, говоря о закрытии училища, — пустота.
«В какой-то момент территория стала неухоженной и пустой, а курсанты пропали из виду».

ДП, 18 (жительница ИВАТУ)
«Сначала вообще была пустота, курсантов просто вывезли, всё стояло мёртвое. Потом к ним приставили военный гарнизон солдат, чтобы они ну типа охраняли. Ну они ничего там не охраняли, отъедали и отсыпались <…> Потом солдаты уехали, и стало вообще пусто. После этого всё начало рассыпаться. Сначала мне нравилось, я ходил и думал — никого нет, вообще. Никто на КПП не сидит, никому до тебя нет дела. Это был 2008 год, я поступил в университет. Можно было ночью гулять, была такая тишина. Вначале это было классно. Потом всё начало рассыпаться по частям и возникло такое ощущение такого запустения. И, конечно, в целом люди, с которыми я общаюсь, они сожалеют о том, что курсанты уехали. Раньше к нам приходили малолетние девчонки, но не за тем, чтобы лазать по руинам, а чтобы кадрить курсантов <…> Это была такая катастрофа. То есть у меня друзья служили в ИВАТУ, и вдруг в один момент раз — и все ушли, и стало очень пусто. Нет больше курсантов и всей той огромной культуры, субкультуры, которая с ними была связана».

АД, 28 (житель ИВАТУ с 2003 года)

Вместе с пустотой возникали эмоции — печаль, злость, обида, даже чувство вины:
«Корпуса стояли закрытыми. Какое-то время решалось, кто будет следующими хозяевами. Потом стало понятно, что пристроить их толком некуда, видимо, и они стали ветшать. Это самое обидное для меня, наверное, — они все очень красивые, такие гордые, с этими окнами, с памятью».

ОП, 29 лет (жительница ИВАТУ с 1997 по 2016 года)
АД: К сожалению, у нас не нашлось людей, которые хотели бы этим заниматься, — и я в том числе. Миа кульпа, моя вина. Поэтому я тоже в этом так коллективно виноват, в том что я никак не отстаивал, ни в чём не участвовал и вообще внёс наверное…
ЮТ: Ты думаешь это только у тебя такие чувства или жители в принципе тоже разделяют их?
АД: Из тех, кого я знаю, я могу сказать, что все жалеют о том, что ушли курсанты, что ИВАТУ развалилось, что казармы стоят заброшенные. Я думаю, это общее мнение всех, начиная от Барсукова, который заведовал почти 10 лет ИВАТУ, заканчивая рядовыми жителями — как я, как мои соседи и друзья. Все, конечно, сожалеют, что ситуация сейчас такая. Но, с другой стороны спасибо, что ещё не хуже стало. Хотя бы что-то строят, делают.
Стихийный перенос училища, вызванные им волнение создали полное непонимание происходящего. Привычный, десятилетиями складывающийся образ жизни местности был разрушен. Территория оказалась вынуждена приспосабливаться к новым условиям существования, «восстанавливать себя и жизнь после распада».

Необходимость поддерживать порядок и заполнять пустоту — пространственную, смысловую, внутреннюю — нередко исходит от тех, кто имел к училищу прямое отношение. Местным ТОСом руководит бывший офицер училища Юрий Гаврилов (приехал в Иркутск в 1976-м, демобилизовался в 1998-м). Во главе «Патриот-центра» для подростков (юнармия, рота почетного караула) — генерал-майор Александр Барсуков.
«Залит у нас каток на стадионе. Подростки там, свет есть и всё… но это тоже заслуга городской администрации, комитета по спорту. Они заливали, они освещение сделали, там есть руководитель всего этого — тоже демобилизованный наш офицер».

Юрий Гаврилов, председатель ТОСа ИВАТУ

ТОС ИВАТУ был создан по инициативе жителей «городка» в 2016 году. Председатель ТОСа Юрий Гаврилов уверен: городку необходимо стать частью города и быть вовлечённым в городские процессы. Одно из главных дел ТОСа на ближайшие три года - «Курсантский сквер».
«Вот здесь вот у нас проживает больше такое возрастное население (дома возле стадиона), и вот здесь вот мы решили, что нам нужно сделать зону такого тихого отдыха. Так мы это себе видим. Но поскольку это очень большая работа, мы сначала сделаем вот эту аллею, на следующий год мы будем делать вот это - амфитеатр и велодорожки) и только-только потом - зона тихого отдыха».

Юрий Гаврилов, председатель ТОСа
Тревожащий вопрос безопасности попытались решить через создание народной дружины. Она занимается периодическим патрулированием территории, охраной общественного порядка на массовых мероприятиях городка. Состав дружины – 12 человек, все – не из числа жителей городка. Отношение жителей к дружине разное – кто-то о дружинниках не знает, кто-то относится скептически, кто-то одобрительно.
«Дружинники вернули народу ощущение безопасности. Что якобы есть какой-то „бэтмэн“, который о тебе заботится, который на помощь к тебе придёт. На самом деле, вряд ли он к тебе придёт, потому что они там далеко не круглые сутки. Но всё равно пусть люди знают, что вот, что-то такое есть, и пусть хоть как-то контактируют через дружинников с участковым».

АД, 28 (житель ИВАТУ с 2003 года)

Ритм новой жизни стараются сохранять через субботники и праздники:
«У нас два таких грандиозных праздника, которые - хоть с неба камни вались - мы всё равно проведём. Это новый год и масленица. Но есть и ещё один – это первое мая. Это день рождения училища».

ТГ, (жительница ИВАТУ более 40 лет)

В 2019 году училищу исполнилось бы 88 лет. Но несмотря на сослагательное наклонение, празднование дня рождения всё равно состоялось. Участие в нём приняли четыре тысячи человек. В сети можно найти горькие и даже презрительные комментарии о том, как вообще можно праздновать день рождения закрытого училища. В городке это противоречие тоже видят, «поэтому праздник… это со слезами на глазах».

Есть в горьком праздновании и другой смысл — своего рода логика перерождения: день рождения училища совпал с годовщиной создания Иркутского городского центра «Патриот».
«За гаражами забор и здание прошлого века. <…> Что здесь? С это стороны не подойти. Вокруг здания кованый забор, на первом этаже решетки, некоторые окна выбиты. У здания рядом площадь. Бог ты мой, там стоит танк. И, кажется, пушка. И самолёт. И забор, железный этот… и табличка: запретная зона, проход, проезд запрещен. Что это такое? Не видно адреса, не видно людей. Это похоже действительно на какой-то военный (?) объект, но как будто наполовину функционирующий».

из полевого дневника
«Патриот» и забор вокруг него — новый оплот военной цивилизации на территории. Здесь занимается юнармия, рота почетного караула, здесь же — экспозиция военной техники. Забор вокруг «Патриота» уже не столько защищает, сколько обозначает военные смыслы территории и связь настоящего с прошлым.

Сохранение и восстановление жизни — это не только федеральная программа, дружина, патриотическое воспитание и взаимодействие с властью. Весной 2019-го городок стал одной из площадок фестиваля стрит-арта. Новые формы — старые смыслы.

Свою жизнь обустраивают и сами жители. Из бывшей пожарной части сделали импровизированный общественный гараж для ремонта автомобилей. Им может воспользоваться любой.
«Сплоченность чувствуется. Есть группа людей, которые как-то общаются. Видно, когда читаешь объявления».

СХ, 34 (жительница ИВАТУ с 2012 года)
Хотя сплоченность или связь с училищем присуща далеко не всем:
«Гражданское население, которое появилось здесь в течение последних десяти лет, его всё больше, больше, больше, об училище знают только то, что оно здесь было. И всё».

ТГ, (жительница ИВАТУ более 40 лет)
Тем не менее, о будущем района мыслят в рамках «общей концепции развития», существуют надежды на восстановление клуба и музея училища. Главные проблемы, которые видят сейчас, уже не само отсутствие училище, а принадлежность земли, остающаяся в собственности Министерства обороны, и статус зданий.
«Самое главное — земля! До тех пор когда министерство обороны не передаст эту землю муниципальным властям, всё здесь будет приходить в негодное состояние Нам зачем это нужно, жителям городка? Затем, чтобы если земля войдёт в состав города, тогда мы, жители городка, можем на полном основании требовать от городских властей благоустройства».

Юрий Гаврилов, председатель ТОСа ИВАТУ
«Это памятники архитектурного и культурного наследия. Это ухудшает ситуацию! Потому что никто, никакой… может министр имущественных отношений ИО, может они и готовы были сдать их каким-нибудь коммерсантам <…> Да ни один благоразумный коммерсант всё это дело… просто не возьмёт - зачем».

Юрий Гаврилов, председатель ТОСа ИВАТУ
Когда и как они разрешатся, и что будет дальше — никто не знает. Отчаяние и страх смешиваются с надеждой и решимостью:
ГС: В общем, судьба Красных казарм <…> Через определённое время их просто снесут.
ЮТ: А что за Красные казармы?
ГС: Вот они тоже были памятниками архитектуры…
ЮТ: А где они находятся?
ПС: А вот «Порт Артур» — выстроен новый жилищный комплекс. Их разломали. Начались суды, туда-сюда…
ГС: Начались самовольные постройки, всякие уголовные дела там. Мы бы не хотели, чтобы такая участь постигла нашу территорию. Если там людей не осталось, то мы-то здесь живём.
«Я отчаялся. Я уже не верю что кто-то с ними [корпусами училища] кто-то что-то сделает. <…> через 20, 30 лет, может даже быстрее, наконец-то всё это разрушат, построят что-то новое и может быть, я чаю надежды, это сохранит в себе историю ИВАТУ, прошлого».

АД, 28 (житель ИВАТУ с 2003 года)

Городок ИВАТУ — это переплетение прошлого и настоящего, история, наполненная различными смыслами — как персональными, так их коллективными, задающая вопросы и дающая на них разные ответы. Несмотря на то, что территория перестала быть режимной, а КПП скорее символический портал из города в городок, район по-прежнему огорожен заборами и очерчен своим историческим прошлым — руинами училища, памятью жителей, авиационными и военными маркерами, разбросанными по территории.

Огороженность не препятствует слиянию территории с миром города. Наоборот, именно в связи с городом кажутся сейчас ресурсом для жизни. В этом смысле бывший закрытый городок внутри города заметно выигрывает у собственно закрытых городов, лишенных «внешней» инфраструктуры. Квартиры продаются и покупаются, потоки населения становятся более рассредоточенными, в заборах возникают новые «дырки», местный ТОС и другие активные жители стараются как можно плотнее держать связь с городом — депутатами, мэром, дружиной, полицией.

Праздники, связанные с училищем, сохранение авиационной топонимики, намерение восстановить музей, создание «Патриот-центра» можно рассматривать как следствие ностальгии, как попытки удержаться за прошлое. Но можно увидеть в этом (как и в благоустройстве, стрит-арте, субботниках) и стремление к к самосохранению, способность адаптироваться в новых условиях, попытки не только не допустить новых разрушений, но и думать о будущем.

Городок ИВАТУ — это не только «заброшки» и бывшее училище. Это ещё и место жизни, общие ритуалы и практики (как оставшиеся от прошлого, так и новые), трансформирующееся и убывающее, но пока сохраняющееся сообщество жителей, которому привычно и важно мыслить себя как «мы». Все это — пример того, как можно сохранять самих себя после стихийных и болезненных событий даже в ситуации безвременья, когда пространство разрушения продолжает наступать, а юридическая подвешенность угрожает жизненному миру городка
Сопротивление энтропии и опыт обустройства района, конечно, не дает гарантий на будущее. Есть риск, что испытание большим внешним интересом может оказаться еще более серьезным, чем сегодняшнее внешнее безразличие. Не исчезнет ли особое социальное пространство, когда снесут забор, появится сквозной проезд, земля будет доступна для рынка, а городок окончательно станет частью города? Смогут ли жители сохранить свой мир, свое право обустраивать в нем жизнь, свою память и практики?

Пока бок о бок с известным всему городу разрушением происходит жизнь — кладут новый асфальт, покупают и продают квартиры, гуляют с детьми, которые рисуют на асфальте самолёт.
ЕЩЕ ПРО ИРКУТСК

Александр Бондарев
Софья Бондарева
2019
Оксана Митюкова
Екатерина Гладкова
Анастасия Яровая
коллектив авторов
2019
Ринат Ишмухаметов
Фабиан Вайсс
Юлия Зельманн
Антон Климов
2016



Артём Моисеев
2016