Индустриальные доминанты — заводы и фабрики — рухнули вместе с советской экономикой. Оставшиеся здания можно сравнить с китами, выброшенными на пустынный берег, — так опустели их бывшие территории. Сожалея о кончине великанов, мы видим, как новая, неиндустриальная жизнь объедает распадающуюся массу.
Но нам интересно понять, как трансформируется бывшее индустриальное пространство, как взаимодействует с городом, насколько стандартные или оригинальные сценарии разворачиваются на этой закрытой сцене. И что ждет его в будущем — преобразуется ли оно, станет ли открытым для людей, впишется ли органично в городскую среду.
Гулять по лабиринтам среди заборов, поставленных новыми собственниками этих территорий, некомфортно, взаимодействие их с городом невнятно и точечно. Впечатление открытости, возникающее поначалу, оказывается обманчивым, а общественные пространства, формируемые на территории или по соседству и призванные создавать камерность и уют, оказываются изолированными, вселяя ощущение оторванности от среды. Они поддерживают состояние напряжения: рядом заброшенные территории, которые могут стать источником угрозы. Индустриальная эстетика разрушается, либо навсегда скрывается под новыми конструкциями.
Как ресурс архитектурного разнообразия города или создания индивидуальности новых, неиндустриальных зданий и пространств, памятники индустриального мира игнорируются. Городская среда, созданная индустриальным миром, деградирует. Одновременно воспроизводятся свойства бывшей околоиндустриальной среды — закрытость, отсутствие вечерней жизни.
Можно заметить и некоторые сдвиги. Недавно завершился
открытый конкурс проектов реновации ТЭЦ. Предполагается, что на этой территории появится концертный зал, жилой комплекс и сопутствующие сервисы. Есть надежда, что «пешеходная пробка» в этом месте исчезнет, и набережные смогут соединиться.
Территория, которую когда-то занимал завод имени Куйбышева, также находится в процессе реновации: представлено множество проектов застройки, в которых прочитываются пешеходные маршруты, есть интересные архитектурные решения. Территория бывшего радиозавода постоянно меняется, напоминая экспериментальную площадку, где сосуществуют и развиваются множество функций, сменяя друг друга и рождая надежду на новое качество.
Наконец, создаются творческие, выставочные очаги — творческая мастерская «Перцель», галерея «Революция», галерея Бронштейна. Сегодня они существуют сами по себе, обособленно. Взаимодействия нет или оно слишком слабое. Но благодаря появлению этих мест происходит объединение творческих, неравнодушных к городу людей, которые со временем могут повлиять и на его пространство.