Заметно больше споров в свое время окружало скульптуру дракона, стоявшую в сквере на углу улиц Горького и Сухэ-Батора до 2012 года. До появления дракона сквер пустовал. Наверное, поэтому автору удалось получить разрешение на его установку. Вера Кондратьева, профессиональный кузнец, делала подарок городу, имея в виду, что на Востоке дракон — символ удачи, богатства и процветания. К тому же, совсем рядом с этим местом располагался офис компании, которую организовали Вера с мужем и союз кузнецов, поэтому за драконом следили, подкрашивали, высаживали вокруг цветы.
Довольно быстро у скульптуры нашлись критики, обнаружившие в появлении дракона другие смыслы. Одни воспринимали его как рекламу японского ресторана через дорогу (кстати, он исчез вслед за драконом). Другие считали, что дракон установлен в честь мэра, родившегося в год дракона. Третьи высказывались категорически против неправославного символа и предлагали его демонтировать либо установить рядом скульптуру Георгия Победоносца.
Пока взрослые высказывались, быть или не быть дракону, дети с удовольствием играли с ним — садились верхом и заглядывали в пасть, чтобы посчитать клыки, а группы туристов фотографировались на фоне мифического животного. Но, в отличие от скульптур в сквере у клиники, дракон не устоял.
Может быть, потому, что находился в открытом пространстве, у всех на глазах. А может, поселился слишком близко к центральной площади города, несущей административные смыслы. Когда к городским властям обратились с предложением разместить на месте дракона сквер памяти первого губернатора Иркутской области Юрия Ножикова, они решили предложение принять: в центре города более уместна память об исторических лицах, чем мифическое существо. Дракона демонтировали, хотя мнение горожан не было так однозначно. Сайт Irk.ru
предложил своим читателям вместе выбрать новую площадку для дракона. Большинство комментаторов было за то, чтобы отреставрировать его и оставить на своем месте, а для памятника губернатору создать новый сквер.
Новое место пришлось искать дракону. Сейчас он, отреставрированный, расположился на территории больницы восстановительного лечения РЖД на Байкальском тракте. Рядом — центр тибетской медицины. Мифический и практический Восток теперь дополняют друг друга. А в центре Иркутска, географически близкого к великим восточным культурам, символы Востока пока вызывают слишком много раздражения.