Если сравнивать четыре лица Иркутска на вербальном уровне, можно получить некоторые неожиданные эффекты. Скажем, визуально 130-й квартал, сквер и Нижняя набережная наполнена туристами. Но в общем потоке речи их почти не слышно. Доля иностранных реплик в общем числе на рынке (только китайский) и в квартале (китайский и английский в соотношении 2 к 1) одинаковая и довольно высокая (4%), на сквере это лишь 2,5%, на набережной — 0%. При всей случайности сбора материала, это несколько озадачивает. Можно предположить, что особенности места (ритмы, плотность, зонирование) одинаково влияют на всех. Или что туристы на набережной и в сквере слишком заняты селфи и любованием другими красотами.
Или, например, доля среднеазиатских языков. 7% реплик на рынке, < 1% в квартале и на набережной, ничего — в сквере. Но сюда не попадают те, кто говорит на русском или молчит. Получается, что, если бы вербальное прямо сейчас начало преобладать над визуальным, а язык говорения был важнее национальности его носителя, город ощущался бы менее «приезжим», менее разнообразным.
Пожалуй, самый любопытный случай расхождения визуального или даже стереотипного с речевым — это разного рода ругательства. Для яркости возьмем только
матерщину. Центральный рынок кажется самым маргинальным местом — здесь много бездомных, выпивающих, просящих милостыню, здесь встречаются «перетереть» люди с разных районов городов и пригородов. Однако чемпионом по матерной лексике рынок не является. Если привести цифры к
сопоставимым величинам — назовем их «маточасы» — мы получим: 1,4 маточаса на сквере, 2,7 маточаса на рынке, 3,5 — на сквере и 5,1 в нарядном 130-м квартале.
Здесь важно подчеркнуть: большая часть семиминуток квартала были взяты в утреннее, дневное и ранневечернее время, сами ругательства — неспешнопрогулочного, а не разгульного характера. То есть это не эффект кабака. А если вспомнить что плотность реплик в воспитанном сквере и на рынке отличаются почти в три раза (43 и 111 в час соответственно), можно предположить, что на сквере меньше говорят, а ругаются как раз больше. Так, сомнительный рынок становится чемпионом центра Иркутска по чистой речи. К слову, речь самых маргинализированных людей (бездомных или давно и глубоко пьющих), если судить по семиминуткам не более и не менее чистая или замусоренная, чем у их нейтральных сограждан.
Даже если убрать все возможные доли иронии и учесть погрешности способа сбора материала, эти и другие мелкие находки наводят на мысль о том, что исследования повседневной уличной речи в ее потоке — дело небессмысленное, способное дать новые ракурсы взгляда на привычное.